profi: (Default)
[personal profile] profi
Взгляд экономиста.

Протесты против репрессивных властей распространяются от Туниса до Египта, Бахрейна и Ливии. Следующими могут стать Иран, Йемен и Саудовская Аравия. Но даже после свержения режима силы протеста быстро наткнутся на непреодолимую силу, которая долгое время гарантировала власть авторитарным режимам: экономические ренты. И если ничего не предпринять в этой связи, шансы наступления истинной "арабской весны" будут малы...

Даже если народы Ливии и Бахрейна последуют примеру Египта и Туниса в преодолении своих порочных политических систем, с них не сойдет проклятие рент, отмечает Субраманиан. "Даже если они станут более демократичными, эти страны из-за значительных рент не увидят большой нужды облагать налогом своих граждан. А это лишает потребности в реформе институтов, находящихся под контролем государства, для создания благополучия в частном секторе. Это также остановит развитие истинно демократических систем - основы легитимного налогообложения граждан", - пишет автор. Следствием будут: неудовлетворительное состояние сферы образования, ограниченность сферы приложения предпринимательского таланта, раздутая бюрократия, слабая юридическая поддержка прав собственности, препятствия для старта фирм, не связанных с правящими кругами режима, указывает эксперт. Без реформ частный сектор будет процветать только посредством связей с испорченным рентными платежами государством.

Я бы с радость дал линк на оригинал статьи, но там контент с коммерческим доступом. Поэтому будем верить, что переводчик не сильно пере...врал умные слова тов. Субраманиана.

(Какая говорящая фамилия, однако! Не в тему, но... Сразу вспомнил гениальный диск Conversations Грапелли-Субраманиама 1984 года?)


Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

Date: 2011-02-22 02:11 pm (UTC)
From: [identity profile] e-f.livejournal.com
Ну да, ну да. стандартный набор популярных ужастиков resource curse. Тем не менее, ни эмпирика, ни теория исследований лет не подтверждают этих апокалиптических предсказананий. Есть страны, хоторые замачательно и демократически развиваются несмотря на ресорсное проклятие, и есть страны, которые не менее замечательно слезали с иглы. Страны и лидеры делают с нефтью то, что они хотят делать с нефтью. Хотят - живут на ренту, не хотят - не живут. Но причина - не в нефти. А говорить про ресурсное проклятие Египта просто смешно.

Date: 2011-02-22 02:12 pm (UTC)
From: [identity profile] akog.livejournal.com
А зачем нам нужен какой-то эксперт, объясняющий, что демократия по-арабски отличается от демократии по-европейски?

Date: 2011-02-22 02:13 pm (UTC)
From: [identity profile] akog.livejournal.com
Эмм... а какие страны, богатые нефтью и газом на таком уровне, как саудиты, например, демократически развывиваются?

Date: 2011-02-22 02:20 pm (UTC)

Date: 2011-02-22 02:22 pm (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com
Есть страны, хоторые замачательно и демократически развиваются несмотря на ресорсное проклятие, и есть страны, которые не менее замечательно слезали с иглы.

Боюсь, что если начать разбираться в деталях, станет понятно, что Ваши слова не совсем релевантны сказанному Субраманианом. Кто демократически развивается "несмотря"? Норвегия? Но ведь она стартовала не из состояния диктатуры, так? Кто "слез с иглы"? Россия? Венесуэла? Ирак? Малайзия, разве что. И то...

так что, ИМХО, Вы поспешили заклеймить.

Date: 2011-02-22 02:23 pm (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com
И что, они (США) стартовали из состояния тяжелой диктатуры в условиях нефтяной ренты? Мои тапочки уже смеются.

Date: 2011-02-22 02:24 pm (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com
Саша, он объясняет совсем другое. Демократия (в цивилизационном понимании этого слова, как его средний человек и использует, хотя лично я предпочитаю более корректные определения) не имеет сортности. Она или есть, или ее нет.

Date: 2011-02-22 02:26 pm (UTC)
From: [identity profile] saper.livejournal.com
Норвегия, Канада.

Date: 2011-02-22 02:32 pm (UTC)
From: [identity profile] meharher.livejournal.com
Нет, это противоположность, конечно. Просто у них политический строй и внутренние ресурсы (нефть) никак не связаны. Скорее наоборот: они почти не используют свою нефть, и нефтяной ренты вообще нет, что связанно с политическим устройством и долгосрочной государственной политикой.

Если речь о "ломке" при попытке слезть с нефтяной иглы, то я именно о том, что нефть есть, но на иглу они отродясь не садились. По "случайному совпадению" и диктатуры у них не было :)

Впрочем, Гражданская война 19 века - тоже своего рода "ломка" в ходе слезания с хлопковой иглы.





Date: 2011-02-22 02:34 pm (UTC)
From: [identity profile] jelnovar.livejournal.com
Главная проблема, мне кажется, не рента, а то, что большинство населения там просто неграмотны. Впрочем, одно с другим связано.

Date: 2011-02-22 02:37 pm (UTC)
From: [identity profile] trurle.livejournal.com
Если ресурсное проклятие существовало бы, им была бы проклято Норвегия, Канада, Австралия и США. Так что, похоже, не в ресурсах тут дело, которых у Египта и Туниса вовсе нет.

Re: Reply to your comment...

Date: 2011-02-22 02:42 pm (UTC)
From: [identity profile] akog.livejournal.com

Мне кажется, что это некорректное сравнение. США разве когда-то жили только за счет нефти и газа?

Date: 2011-02-22 02:43 pm (UTC)
From: [identity profile] meharher.livejournal.com
Осетрина и демократия :)

Re: Reply to your comment...

Date: 2011-02-22 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] akog.livejournal.com

Они также богаты как Саудия и когда нить жили только за счет этих ресурсов?

Re: Reply to your comment...

Date: 2011-02-22 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] meharher.livejournal.com
Да, Профи уже сказал, а я уточнил:
http://profi.livejournal.com/432641.html?thread=6315521#t6315521

Я о том, что при здоровом политическом устройстве и разумной экономической политике наличие нефти не сажает на иглу.
Мне неизвестны примеры ломки (после слезания с иглы) ведущей к выздоровлению.

Re: Reply to your comment...

Date: 2011-02-22 02:48 pm (UTC)
From: [identity profile] akog.livejournal.com

А как вы ее определяете? ИМХО вы немного не так ее видите, как ее "видят" другие, "возвышенные" особы.

Date: 2011-02-22 02:50 pm (UTC)
From: [identity profile] shaon.livejournal.com
Проблема в первую очередь в головах обитателей стран "арапской демократии" - ну, не знают "арапские демократы" иных форм существования, кроме как под плетью:)
То же, кстати, касается и "русских демократов"

Date: 2011-02-22 02:53 pm (UTC)
From: [identity profile] akog.livejournal.com
Ни одна из этих стран, насколько я помню, никогда не жила хотя бы короткий период времени только за счет этих ресурсов.


Date: 2011-02-22 02:53 pm (UTC)
From: [identity profile] meharher.livejournal.com
Похоже, что правильная формулировка такая:
1. Нормальный и культурный человек на иглу не сядет. Даже если может себе позволить.
2. Тому, кто сел на иглу, и был какое-то время доволен жизнью "под кайфом", имеет небольшие шансы вернуться к нормальной жизни, и ломка неизбежна, а выздоровление не гарантировано.

Date: 2011-02-22 02:55 pm (UTC)
From: [identity profile] akog.livejournal.com
А если все они внезапно начнуть читать, то что? Они прочтут что-то, не являющееся Кораном (Зеленой книжицей Каддафи)? И че, просветлятся? От Карлы Марлы пойдут к Адаму Смиту?

Date: 2011-02-22 03:06 pm (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com
От Вас не ожидал. Вы в самом деле не видите разницу между названными Вами странами, и арабами с Чавесом? Правда-правда?

Автор цитированной статьи, как мне кажется, достаточно четко расписал, что проблема не в самой ресурсной ренте, а в сочетании этой ренты с политическими режимами и традициями определенных стран. Ни Норвеги, ни Канада не пытались "сойти с нефтяной иглы" одновременно с построением так наз. "демократии".

Re: Reply to your comment...

Date: 2011-02-22 03:10 pm (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com
Миллион раз разъяснял. Когда обыватель привычно называет так наз. "цивилизованные" страны "демократиями" на самом деле обозначает, что в этих странах установлены либеральные режимы. Демократические же режимы вполне могут быть нелиберальными. Эту дурную подмену усроили американцы, связавшие слово "либерал" с левыми. Что есть читсой воды хрень. Но ку этому многие привыкли. Особенно бывшесоветские вассреманы.

Date: 2011-02-22 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com
Связано, связано. Рента, да еще и обязательно "усновленная" определенной узкой группой, является тормозом как человеческого, так и общественного развития. За примерами далеко ходить не надо. Раффальская федерация, например. :-)

Date: 2011-02-22 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com
тут трудно сказать, что в первую очередь, а что во все сотальные. Это все сильно связано.
Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

February 2026

S M T W T F S
123456 7
891011121314
15161718192021
222324 25262728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 26th, 2026 08:01 pm
Powered by Dreamwidth Studios