profi: (Лаврентий)
[personal profile] profi
Под аккомпанимент постоянного хора ностальгунов по СССРу, становящегося кое-где уже эпическим нарративом, мне стало инересно почитать, вспомнить и систематизировать (для себя), что же именно тогда происходило. И попытаться осмыслить явления и альтернативы, оценивая их с точки зрения себя сегодняшнего. Делать это я буду фрагментарно, по мере прочтения разных книг и всплывания разных эпиходов в памяти. В качестве документально-публицистического материала я буду использовать в основном работы вызывающих мое личное доверие историков-публицистов, таких, например, как Леонид Млечин. Итак, начнем!

Андроповские времена. Короткие, но интенсивные. Чистка МВД от веселого наследства Никоглая Анисимовича Щелокова.

Федорчук безжалостно изгонял людей из органов и уволил в общей сложности чуть ли не девяносто тысяч человек. За глаза его именовали «чистильщиком». Милиция стонала. На руководителей МВД пришло тридцать тысяч жалоб, писали генеральному секретарю, проси­ли защитить их от произвола министра. Главный кадровик министер­ства генерал Лежепеков считал, что они с министром действовали правильно:

— Многих из уволенных отдали под суд. Из руководящего со­става уволили человек сто восемьдесят по отрицательным мотивам. Федорчук докладывал в ЦК о срастании коррумпированных элементов милиции с мафией.

Федорчук и его помощники закрыли важные аналитические служ­бы, отказались от профилактики преступлений. В главном управлении уголовного розыска сменили все руководство, всех начальников отде­лов, разогнали лучших сыщиков страны, которые работали в группе старших инспекторов по особо важным делам. Группу просто ликвиди­ровали. Двое разыскников высшего класса покончили с собой — после беседы с новыми руководителями управления кадров МВД. В таких слу­чаях полагается проводить расследование. В министерстве решили расследование не проводить.


Л. Млечин. Юрий Андропов. Последняя надежда режима.

90 тысяч! В основном - офицеров. 90 тыс. профессиональных, неплохо подготовленных специалистов, имеющих широкую агентурную базу в так наз. "преступном мире". Их не просто уволили. Многим из них натурально плюнули в лицо, многих - посадили на разные сроки.

Стоит ли удивляться тому явлению, которое потом в народе (и среди путинских пропагандонов) назовут "лихими 90-ми"?

С одной стороны, разборка коррумпированных загребов щелоковского ведомства была просто необходима. С другой - нужно ли было это делать именно так, резко и однозначно? Стоило ли напускать на МВД могущественное конкурирующее ведомство (КГБ), предоставив последнему максимум полномочий и практическую бесконтрольность? И еще. К одним из явных достижений Саакашвили относили (и продолжают относить!) очищение грузинских органов внутренних дел от коррупциии и чистку обещства от "воров в законе". В общем, это выглядело и звучало хорошо (хотя и не без известных перегибов). Но, в свете написанного выше, мне представляется, что именно эти действия могли оказаться одним из основных факторов, приведших к краху режима Саакашвили. И тому прискорбному состоянию, в котором Грузия оказалась сегодня.

Date: 2015-04-25 09:06 am (UTC)
From: [identity profile] hasidel.livejournal.com
А Украина с какой-то радости приютила немалую часть саакашвилевской команды у себя на министерских постах. Нравится значит.

Date: 2015-04-25 10:40 am (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com
Я не сомневаюсь в профессионализме грузинской команды. Проблема в некоторой идеологической радикальности и оторванности от реальности отдельных представителей, прежде всего - самого Саакашвили. Так что ничего плохого, если украинцы воспользуются положительным опытом грузинов. Думаю, у украинцев хватит ума не пытаться строить либертарианский рай. На Украине это было бы совсем смешно.

Date: 2015-04-25 04:44 pm (UTC)
From: [identity profile] otto-katz.livejournal.com
Я был на встрече с Млечиным в Израиле и понял что это просто болтун играющий образ Бовина из международной панорамы. Думаю что его источники информации это отставнички на московских скамейках в парке.

Date: 2015-04-25 04:47 pm (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com
В книге источники указаны. Рад, что Вам удалось поболтать с Млечиным. Думаю, что о Вас он тоже невысокого мнения.

Date: 2015-04-25 05:16 pm (UTC)
From: [identity profile] lanatoly.livejournal.com

вызывающих мое личное доверие историков-публицистов, таких, например, как Леонид Млечин.
Ой.

Date: 2015-04-25 05:36 pm (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com
Что - "ой"? Какие у Вас претензии к Млечину? Только обоснованно, а не так, как вышестоящий докладчик. С цитатами и документальными опровержениями.

Историков-публицистов судят по их книгам. Книги его стилистически могут вызывать множество претензий. Они раздуты по объему, в них некоторые куски кочуют из книги в енигу. Все это есть и это я обсуждать не хочу. Я умею отделять мух от котлет. Но какие претензии по фактологии ли инерпертации? Конкретно? Извольте соотвествовать.

Дп, и еще. А по теме есть что сказать? Я, все-таки, не о Млечине писал постинг.
Edited Date: 2015-04-25 05:38 pm (UTC)

Date: 2015-04-25 06:35 pm (UTC)
From: [identity profile] lanatoly.livejournal.com
Есть проблемы с компом, а со смартфона могу написать только "ой". Остальное, когда дойду до клавы :)

Date: 2015-04-25 06:54 pm (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com
Подожду. В самом деле интересно насколько Вы всерьез. Я в последнее время прочел несколько довольно толковых книг Млечина. Никаких пропеллеров от МИГ-15 я там не увидел.
(deleted comment)

Date: 2015-04-26 06:41 am (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com
Понял. "тогда меня девушки любили". (С) :-)

А по Млечину? Или Ваше "ой" означало что-то позитивное?

Date: 2015-04-26 06:58 am (UTC)
From: [identity profile] lanatoly.livejournal.com
Обещал - отвечаю.

1. По теме, от времен Андропова, лично у меня только самые приятные воспоминания: "первый раз в первый класс", "учительница первая моя", букеты гладиолусов выше меня ростом и бантики девочек больше чем их голова. Поэтомы, в силу нежного возраста, на свои воспоминания ссылаться не буду.
2. Мысль, которую вы выдвигаете интересная, но между лихими 90-е и описываемы вами событиями прошло 10 лет. А реакция на такие события обычно происходит быстрее. То есть, не стал бы я искать причины к разгулу преступности 90-х в чистках начала 80-х. Как минимум связь не прямая, а через события середины, конца 80-х которые оказали куда более серьезное влияние (например увольнения (по собственному и не по собственному желанию) в КГБ-МВД конца 80-х, не как следствие чисток, а как следствие общего распада и более выгодных альтернатив вне стен КГБ-МВД.)
3. Проблема, которую вы подымаете, очень интересна. Вообще, все что связано с "люстрацией" (назавем это так) это палка о двух концах. Вы приводите пример Грузии Саакашвили, я не совсем согласен с этим примером, по той причине, что не смотря на смену власти, его реформы продолжают действовать. но я хочу привести вам более близкий нам, и наверное более страшный пример - "ИГ". Разница между старой (чуть не написал доброй) "Эль-Кайдой" и ИГ в том, что в последней большую роль играют старые военные-государственники-хозяйственники саддамовской закваски. Именно с насильственной "люстрацией" и разрушением саддамовской армии, саддамовской гос-машины и вертикали, началось сближение бывших врагов - террористов "Эль-Кайды" и кадровых военных, способных не только спраектировать терракт но и провести широломаштабную военную операцию, и построить гос-институты.
4. В свете этого вообще интересен вопрос необходимости "люстрации". С одной стороны - будь люстрация в России 90-х, не было бы там ренессанса совка с его самыми плохими чертами. С другой, угроза реальной люстрации на/в Украине, может только подлить масла в террористический проект под названием "Новороссия".

Касательно Млечина. Я читал его материалы касательно наших палестин. Не смотря на факт, что он придерживается произральских позиций (что радует), мне он показался поверхностным и не настоящим. Слишком много пафоса, мало фактов, однобоко и т.д. Поэтому, я бы избежал операться на его работы, как минимум, в нашем конфликте.

Date: 2015-04-26 07:25 am (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com
2. А оно и началось в 80-х, практически сразу, как только в стране появился "безнал" в больших количествах и начали слегка прикрывать глаза на бизнесы "частников-кооператоров". В 90-х достигло апогея - развилось в серьезную проблему. Не решенную до сих пор.

3,4. Да, расцвет ИГ и участие в ИГ-шных успехах не нашедших себя в годы американской "интсрукторщины" офицеров и солдат саддамовсеой армии - другой классический пример именно этого.

Только, пожалуйста, не называйте те процессы "люстрацией". При Андропове это была просто чистка. Да и в Ираке не было никаких "люстраций" по закону. Избавлялись от возможных противников под самыми разными предлогами. Часто вообще решали клановые-семейные проблемы. Массово, как это у арбов и вообще на Востоке принято.

5. Я не заню, что по нашему региону можно назвать "глубоким" и "настоящим". Неужели книги Сатановского? Я ни разу не замечал, что Млечин (при всем его добром отношении к нам) перевирает факты или что-то подо что-то подгоняет. В отличие от, например, тоже к нам хорошо относящейся латыниной. Поверхностность, ИМХО, является обязательной чертой историко-публицистической литературы. В противном случае это будет невозможно читать. Поэтому на сегодня в России я прислушиваюсь к Мирскому и Млечину, Зубову ну и другим вменяемым людям. Их там - считаные единицы.

я бы избежал опираться на его работы, как минимум, в нашем конфликте.

(а) В постинге вообще ничего про НАШ конфликт нет. Это - история СССР. Которую я поверяю своим собственным компасом. Довелось там пожить в сознательном возрасте.
(б) Про наш регион. Вы его последнюю книгу про Иран, бомбу и БВ читали? Да, там много повторов и композиционно она никуда не годится. Но перевранных фактов там нет. Зато есть много интересного. Скажем, по-русски об операции "Мерлин" написал именно Млечин.
(в) Книга Млечина о Китае (тоже тема, в котрой у меня есть и собственный experience, и свой взгляд) очень толковая и обстоятельная.

Так что с Вашим "ой" я решительно не согласен! :-)

Date: 2015-04-26 08:11 am (UTC)
From: [identity profile] lanatoly.livejournal.com
2. Тогда уж началось это до Андропова, и чистки Федорчука проблемы не решили.

3.4. Я не зря поставил "люстрацию" в ковычки. То что вы описываете, не чистки, когда изгоняют "запятнавших честь мундира", а именно смена всех, кто был в системе. То есть смена системы. Если хотите, давайте придумаем новый термин.

5. Млечин не перевирает факты, но в том, что я видел, он подбирает факты, что не мелее печально. В статьях Мирского я вижу освещение всех фактов и всех точек зрения. Про Зубова слышал (только хорошее), но не особо читал.
Про работы Млечина касательно Китая не читал.

"Неужели книги Сатановского?" Зачем вы ругаетесь? Давайте сразу Леонтьева,

Date: 2015-04-26 08:13 am (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com
5. Млечин не перевирает факты, но в том, что я видел, он подбирает факты, что не менее печально.

Примерчиком не побалуете? Хотя бы по книге об Иране, БВ и бомбе. Или по книге "Как Сталин создал Израиль" (или что-то вроде).

Date: 2015-04-25 06:36 pm (UTC)
From: [identity profile] e0stre.livejournal.com
Забавное предположение про истоки лихих девяностых. По моему представлению в те годы на арене был совершенно иной криминалитет, новой породы. Так что, не согласная я

Date: 2015-04-25 06:59 pm (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com
Ничего нового, ИМХО, в том криминалитете не было. Никакой "новой породы". Я это еще успел застать и даже как-то боком поучаствовать. Организация финансов - от опытных в таких делах цеховиков. Организаторы (формальные) - воры в законе и комсомольцы. Оперативную работу (широкомасштабную, кстати), осуществляли именно те, кого выперли из МВД. А потом, после вялых чисток КГБ, и из КГБ. Или сильно опустили, хотя и не выперли из органов. Особую лихость 90-м придавали не только вдруг начавшие бродить по рукам большие суммы налички, но и сращенная с милицией оргпреступность. ИМХО, связь - налицо.

По-прежнему не согласная?

Date: 2015-04-25 07:14 pm (UTC)
From: [identity profile] e0stre.livejournal.com
Союз урок и комсомольцев мне все же кажется инновацией. Но я готова согласиться с участником событий :).
История выкидывает прелюбопытные фортели.

Date: 2015-04-25 07:19 pm (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com
Ни у урок, ни у комсомольцев не было опыта оперативно-следственной и охранной работы. Все это пришло в ту среду с ментами. Так что третий компонент был обязателен.

Date: 2015-04-25 07:16 pm (UTC)
From: [identity profile] zaj-gizund.livejournal.com
А почему вы считаете, что те, кого НЕ выперли из служб, НЕ пошли в криминал 90-х?

Date: 2015-04-25 07:22 pm (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com
Я разве это где-то утверждаю? Конечно пошли. И стали неотъемлимой частью. Но немного позже. Контакты налаживались личные и именно через тех, кто был отстранен от ментовской кормушки и нашел крышу в криминальном мире. Сейчас, говорят, так вообще разницы нет. И с ностальшической тоской вспоминают о тех золотых времнах, когда всё крышевали настоящие бандиты, а не менты (во всех их сегодняшних ипостасях) или эфэсбэшники.

Date: 2015-04-25 07:35 pm (UTC)
From: [identity profile] zaj-gizund.livejournal.com
У меня трое знакомых, правда с Украины, совершили репатриацию именно из-за наезда ментов.
Один (мой друг) держал маленький бизнес и платил бандитам посильную дань. А потом пришли менты и сказали сдать им ВСЁ и еще немножко. Он руки в ноги - и в самолет.
Двое других (просто свела судьба в начале репатриации) - имели кооперации по-крупнее и сами могли наехать на кого хочешь - и вот на них тоже начали наезжать менты покрупнее. Они, поскольку силенки были, смогли частично дело продать, и тоже свалили по-добру по-здорову.

Date: 2015-04-25 07:39 pm (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com
Для начала 90-х - это обычная ситуация. Но началось все лет на 5-7 раньше.Тогда (по моей версии) вычищенные опера и конвойные начали уходить ы кооперативы, в охрану и, конечно, в быстро образующиеся криминальные группировки. Связанные с теми же кооперативами и охраной.

Date: 2015-04-25 07:35 pm (UTC)
From: [identity profile] zaj-gizund.livejournal.com
Это начало девяностых.

Date: 2015-04-27 12:55 am (UTC)
From: [identity profile] grihanm.livejournal.com
Угу. Американцы в Ираке по тем же граблям походили.

Date: 2015-04-27 05:22 am (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com
Совершеноо верно. Американцы в Ираке. Выше мы уже говорили об этом.
Edited Date: 2015-04-27 05:22 am (UTC)

January 2026

S M T W T F S
    1 2 3
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 10th, 2026 08:45 am
Powered by Dreamwidth Studios