
Комментарий ракетчика, ИМХО, крайне интересен (явные опечатки и журноляпы оставляем на совести известной своим особым профессионализмом аффтарши "Западной ветчины").
Вот я и размышляю: кто же помог иранцам сделать эти ракеты?
А сами не могли?
Не могли. Скажем, наши «Скады», которые использовались в войне Ирана и Ирака, помогли модернизировать немцы из ФРГ, это известно. Они увеличили дальность и полезную нагрузку. Кто помогал Ирану? Сначала, думаю, мы, потом Северная Корея, потом Китай.
Китай?
Если ракета действительно твердотопливная, то, скорее всего, Китай. Ну не американцы же? У китайцев такие ракеты есть. А среднее звено китайских специалистов — это все люди, которые учились в США…
О том, что наши специалисты в середине 90-х работали в Иране, — известно. А что, и в Северной Корее — тоже?
По слухам — да. Иначе непонятно, как к северным корейцам попала наша жидкостная ракета разработки КБ Макеева.
А Северная Корея продала ракету Ирану?
Похоже. Данные фотосъемки показывают, что это была именно макеевская ракета — у нее другая форма, чем у твердотопливной.
Иранцы на нее посмотрели, разобрали и — что узнали?
Технологию. Технологию двигателей, топлива, наведения и прочего. Все. И Иран шел по пути разработки и усовершенствования именно жидкостных ракет. 15 лет шел. Поэтому меня так и удивляет, что сейчас у них вдруг образовалась твердотопливная ракета. Что они — две системы делали параллельно? Вряд ли. У них таких ресурсов нет. Не говоря уже о том, что твердотопливные ракеты значительно труднее в управлении — это создает сложности для специалистов в разных странах. Наша «Булава» тому пример. Поэтому, кстати, и американцы на своих ракетах — МХ, «Трайдент» — последнюю ступень делают все-таки на жидком топливе…
То есть вы полагаете, что иранцы — блефуют? Но ведь это уже второй запуск «Седжил», первый был еще в ноябре…
По той информации, что идет в СМИ, понять трудно. Для того чтобы определить, что это твердотопливная ракета, надо знать выброс продуктов сгорания. Это можно сделать дистанционно — на основе анализа траектории и измерения излучения, которое идет от продуктов сгорания. Американцы это делать умеют. Но я не видел подтверждений, что это была ракета на твердом топливе. Пока все, что есть, — это слова самих иранцев. Вот в заявлении Пентагона сказано, что они подтверждают, что испытание ракеты прошло успешно, что ракета имеет дальность 2–2,5 тысячи км. Что это за точность? Если американцы замерили, то должны были бы дать более точные цифры. Дальше читаем: Пентагон не смог подтвердить, поразила ли ракета намеченную цель. Что это означает? Что ракета сгорела в плотных слоях атмосферы или они ее потеряли? Специалист сразу же на этом спотыкается. Ведь иранцы могли специально свою ракету подорвать, чтобы наблюдатели не могли определить, что они все-таки запустили. И какая ракета у них в действительности имеется. Ведь такая ракета входит в плотные слои атмосферы на высоте 80 км со скоростью более 3000 метров в секунду. Температура за ударной волной будет 2,5–3 тыс. градусов Кельвина. Все материалы начинают уноситься, то есть сгорают. В результате меняется форма ракеты. И только введение новых материалов защиты позволяет предотвратить разрушение головной части ракеты. Вопрос: у иранцев есть эти средства или нет? Если есть, то круг вероятного отклонения от цели — 100–150 метров, а если нет — километры. Соответственно и угроза от этих ракет — разная, и средства защиты от нее стран, которые оказываются в поле досягаемости «Седжил», — тоже.
Но ведь есть съемка старта ракеты? По ней нельзя определить тип ракеты?
Можно определить размер ракеты, тягу…
Все-таки, а какой смысл Ахмадинежаду блефовать?
В современной ядерной войне, для того чтобы успешно зафиксировать факт нападения и, соответственно, вовремя ответить, надо зафиксировать факт запуска. Запуск определяется по выхлопам. У жидкостных ракет он один, у твердотопливных — другой. На этом построены все современные системы слежения. Есть задача: ввести в заблуждение вероятного противника. Вот и вводят.
Вопросы ракетчик задает крайне интересные. Так и вспоминается Капица-сын с его классическим: "Воопрос кааанешна ииинтересный..." (С) Ответы бы получить.