profi: (Friendship)
[personal profile] profi


Завтра, 9 августа 2010 года, политику, журналисту и дипломату Александру Евгеньевичу Бовину исполнилось бы 80 лет.

Вспомним этого симпатичного человека. Который, к тому же, весьма достойно представлял свою, временами более чем странную, Родину в нашей, тоже очень не однозначной, стране. Попробуем сегодня, с высоты прожитых лет и накопленного опыта, лучше понять его, вписанного во время (тогда - наше время!) и страну (тогда - нашу страну!). Может быть это поможет нам лучше понять самих себя. В прошлом, настоящем и будущем.

Лучше всего о Бовине могут высказаться его друзья и коллеги, "известинцы" той, еще вменяемой газеты "Известия", которую средний советский "кухонный политик" советских перестроечных времен не то, чтобы любил, но - уважал.  

Сергей Нехамкин:

Бовин был человеком своей эпохи. Обычно эти слова произносятся чуть снисходительно, как бы извиняя героя за что-то. Но здесь извиняться не за что - эпоха была как эпоха, со своим хорошим и плохим, и Бовин в ней жил достойно. Да, занимал высокие посты, был "тайным советником вождей" в ЦК, работал в привилегированной (тогда) газете. Да, в диссидентах не состоял - но вот прошли годы, и сегодня те же диссиденты пишут о нем с уважением. Бовин - это был Бовин. Усатый тяжеловесный дядька на телеэкране вдруг яростно бросит посреди чопорной "Международной панорамы" брежневских времен: "Хоть убейте, не могу я это считать прогрессивным явлением!" (про приход к власти аятолл в Иране) - и напряжешься: кто посмел сказать "неподобающее"? Бовин! Во время пресс-конференции ГКЧП - насмешливая реплика тульскому предколхоза Стародубцеву: "А вы-то как здесь оказались?" - и вид у ГКЧП такой, будто их всех разом в дерьмо макнули. Кто? Бовин! Отточенные газетные комментарии, умный "разбор полетов" на телеэкране, строгий костюм дипломата (при первой же возможности радостно сбрасываемый), тончайшее знание музыки, неизменная рюмка в руке на неофициальных фото - Бовин, Бовин, Бовин... Человек времени? Но ведь и время не понять без таких людей.

Владимир Надеин:

Своим для него была большая политика. Если чуть сузить - большая международная политика. Провинциальный юрист из Ростовской области, не знавший толком ни одного иностранного языка, он сумел стать в этом перенаселенном мире величиною, с которой считались президенты и короли. От него исходило обаяние проницательности и ума, но это было лишь одной из составляющих Бовина как общественного явления. Второй составляющей были совершенно особые отношения простого, если говорить о формальном статусе, журналиста А. Бовина и людей из наивысшего руководства страны. В этот заключительный, самый добродушный и снисходительный период беспощадного коммунистического ига естественный отбор вынес в руководство группу полуграмотных и примитивных старцев. Без надежных помощников они были беспомощны. Но вот в чем особенность времени. Третье поколение этого режима, они были искренне убеждены в своей легитимности, а потому помощников ничуть не опасались. Для эффективного коварства, достойного опасения, нужно было быть, самое малое, секретарем ЦК. Саша Бовин, остроумец и эрудит, в жизни слова не сказавший по бумажке, всей своей тучной фигурой не приспособленный для поклонов и межправительственных поцелуев, во власть явно не стремился и шансов на нее не имел. Если уж на кого и можно положиться, так именно на него.


Date: 2010-08-08 09:27 am (UTC)
From: [identity profile] aslanbeily.livejournal.com
да, зверь мужик был

Date: 2010-08-08 09:32 am (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com
Мне очень жаль, что не удалось с ним лично познакомиться. Уже здесь, в Израиле. Кто-то из общих знакомых предложил, но я уезжал, торопился, отмахнулся... Думал - потом, успею. Не успел.

Date: 2010-08-08 09:35 am (UTC)
From: [identity profile] aslanbeily.livejournal.com
Я однажды только был на некоем хеппенинге в Москве, где он тоже присутствовал, но со мной его тоже не знакомили :(

Date: 2010-08-08 09:43 am (UTC)
From: [identity profile] shaon.livejournal.com
Светлый был человек. Я с ним всего раз мельком общался, но в памяти он остался

Date: 2010-08-08 10:08 am (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com
Повезло. Даже если мельком.

Date: 2010-08-08 11:04 am (UTC)
From: [identity profile] verticaltreck.livejournal.com
Глыба. Как только удавалось.

Date: 2010-08-08 11:30 am (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com
Как удавалось? Я думаю, что ответ на этот вопрос более менее понятен. И состоит он из двух частей.

1. Насколько можно судить по рассказам современников и его вомпоинаниям, удавалось намного меньше, чем хотелось. Просто есть вещи, которые и человеку-глыбе не под силу.

2. Времена, как мы знаем и о чем напомнил Надеин, были уже почти вегетарианские. Поэтому человеку, прежде всего, требовалась смелость. Решимость совершить поступок. А потом оказывалось, что за это уже не наказывают. Вернее, не бьют очень больно. Более того - требовалась УМНАЯ СМЕЛОСТЬ. Как человек "изнутри", Бовин прекрасно знал границы дозволенного. Что, как, когда и кому конкретно дозволено. Я почти уверен, что в советское время эти границы Бовин не пересекал. Такие как он для крушения режима сделали намного больше, чем толпы диссидентов, досидентов и послесидентов, вместе взятых.

Date: 2010-08-08 12:54 pm (UTC)
From: [identity profile] kador.livejournal.com
Подумалось, а есть ли на ютюбе старые выпуски "Международной панорамы". Вот интересно было бы посмотреть сегодняшним взглядом.

Date: 2010-08-08 01:06 pm (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com
Трудно, я думаю, будет смотреть. Люди вроде Бовина открывали для нас полуправду. Для того, чтобы мы задумались о том, что все остальное - таки полная ложь.

Сегодня нам все это покажется наивным и бессмысленным. А вот манеры и личность ведущего наверняка по-прежнему будут привлекать. Это Вам не какой-нибудь замаскированный ливрейный Зорин или мутноватый Кондрашов (котрый тоже был блестящим публицистом).

В общем, найдете - поделитесь. Ну и я, если найду. Есть еще какой-то рутьюб. Можно и там глянуть.

Date: 2010-08-17 09:51 am (UTC)
From: [identity profile] dandorfman.livejournal.com
По-моему, Бовины, придавали лоск людоедскому режиму и тем самым, приносили больше вреда, чем пользы, рождая необоснованные иллюзии. Какой-нибудь Юрий Жуков, в этом смысле был полезнее. Он был не тонким людоедом, ну другом людоедов, если хотите, а прямым, без затей.
Сегодня у Путина есть свои прямые людоеды в СМИ.
Такие как ведущий "Посткриптума" Алексей Пушков, я его передачу слушаю с таким же наслаждением, как когда-то читал журнал "Корея", здорово он пиндосов размазывает по стенке, вот и орден ему недавно дали за хорошую работу, вполне заслуженно.

А есть коллективный Бовин - Эхо Москвы. Так Эхо Москвы - вреднее.

Date: 2010-08-17 09:59 am (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com
Вы, Дан, кое-чего капитально не понимаете. Вы добровольно надели на себя такие тесные идеологические шоры, что уже и не поймете.

Именно поэтому, как я уже и писал, очень многие Ваши политически ориентированные инициативы и выступления ведут к прямо противоположному эффекту.

ИМХО, Вы принципиально не хотите понять все то, что написал о Бовине я, и его друзья. А судите человека с точки зрения Бостон-Дорфмана. Звучит это приблизительно так же адекватно, как дифирамбы, скажем, арбата, сенатору Маккарти.

Date: 2010-08-17 10:14 am (UTC)
From: [identity profile] dandorfman.livejournal.com
Я вполне разделяю восхищение арбата Сенатором Маккарти, более того, я писал об этом намного раньше, чем арбат.
Сенатора Маккарти, кстати убили. Убили левые. Потому что левые начали против него коллективную травлю, он не выдержал травли, начал пить и просто спился. Это было убийство, я считаю. Почти все, что он утверждал, было правдой. Сталинская сеть шпионов была реальностью.
Компартия США была филиалом Лубянки, существовавшим на сталинские деньги. И все это левые с пеной у рта отрицали, издеваясь над человеком, который пытался об этом говорить громко.

Идеологические шоры не сам я на себя надел. На меня их надела жизнь и мой жизненный опыт.
Я приехал в США в 44 года, уже не очень здоровым человеком, у меня уже тогда было повышенное давление, с двумя чемоданами и еще нам поменяли 400 долларов, больше не меняли в СССР.
Сегодня у меня есть все для нормальной жизни.
Критики ужасной Америки, которые родились и выросли здесь, объясняют, что им что-то недодал ужасный американский капитализм.
Сегодня, оказавшись безработными социологами, психологами, политологами хуй знает чего ологами, но не поднимают свою жопу с дивана, а сидят на пособии по безработице, потому что синекур действительно стало меньше, они не для всех желающих.
Ну а родившаяся в СССР Ника Дубровская этим людям полностью верит.
Я всю жизнь вклалывал. Когда мне стало совсем плохо, я уехал из Одессы в Нижневартовск и там стал относительно свободным и обеспеченным человеком.
Я вижу, что все, кто хотят, добиваются в Америке того, что они хотят. А те, кто не хочет, продавливает диванные пружины.
Поэтому я ненавижу левых с их демагогией.

Никто и не сомневался

Date: 2010-08-17 10:20 am (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com
-- Поэтому я ненавижу левых с их демагогией --

Ну а Бовин-то тут при чем? Что Вы какую-то истерическую пену гоните, Дан? О чем вообще Ваш текст выше, а? Ситуативный анализ ведь еще никто не отменял. А Вы все перегоняете в форшмак, в котором мешаете копченый белужий бок с тухлой селедкой. Зачем? Что с Вами?

Re: Никто и не сомневался

Date: 2010-08-17 10:23 am (UTC)
From: [identity profile] dandorfman.livejournal.com
Бовин ни при чем, я ответил Вам на Ваше замечание про идеологические шоры. Еще раз повторяю, это никакие не шоры.

Re: Никто и не сомневался

Date: 2010-08-17 10:29 am (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com
А что же это? Что позволяет Вам высказываться по разным вопросам в подобном тоне? Ну не шоры, так что-то другое. Рамки, уголки, путы, матрицы. Все, что живет в мозгу и припирает человека к идеологической стенке. Правый фундаментализм так же неприятен и вреден, как и левый. Вы отчетливо это понимаете, или - нет?

Re: Никто и не сомневался

Date: 2010-08-17 10:32 am (UTC)
From: [identity profile] dandorfman.livejournal.com
Мне неприятен не правый фундаментализм, а то, что на мои деньги, которые мне даются тяжелым трудом, кормят халявщиков и содержат еще слишком много синекур. Когда их всех заставят работать, так как всю жизнь работаю я, я тогда стану широкомыслящим. ОК?

Re: Никто и не сомневался

Date: 2010-08-17 10:45 am (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com
Правый фундаментализм, это то, что Вы мне тут, комментом выше, наглядно демонстрировали. Я, кажется, весьма недвусмысленно об этом написал.

Правый фундаментализм, не оставляющий ни одного шанса любой мысли, отклоняющейся от партийной программы и установленных святцев - это то, что демонстрируют (с разной степенью паршивости) такие лжеюзеры, как арбат и а... нет, этого имени я произносить не стану. Но Вы его тоже хорошо знаете и безмерно уважаете.

Вы и сами не замечаете, что, демонстрируя подобный образ мысли и изложения, просто-напросто пародируете большевиков. Причем большевиков самого догматического толка. Но делаете эту пародию на полном серьезе. Со стороны мне видно. Как вдруг исчезает привычный мыслящий собеседник, и на его месте возникает сломанный идеологически стерильный органчик. Вы, Дан, не обижайтесь. Я говорю что думаю. ИМХО, все это наносит правому делу гораздо больший ущерб, чем пропаганда леваков. Правые не имеют права (каламбур?) быть догматиками. Правые не имеют права быть неумными.

Re: Никто и не сомневался

Date: 2010-08-17 10:53 am (UTC)
From: [identity profile] dandorfman.livejournal.com
>Правый фундаментализм, не оставляющий ни одного шанса любой мысли, отклоняющейся от партийной программы и установленных святцев

Вы меня с кем-то путаете. Я не следую ничьей партийной программе и не заглядываю ни в чьи святцы.
Все что я пишу, это мои собственные взгляды, ни у кого не заимствованные. Это то, что я видел в реальной жизни. Я сделал сам свои выводы на основнании моего жизненного опыта. Если Вы считаете, что он недостаточен, чтобы делать выводы, может быть это и так, но... для Вас недостаточен. Для меня - вполне достаточен. В конце концов, я ведь свои взгляды никому не навязываю. Я их просто не скрываю.
Я не республиканец. Я вообще политиков презираю, как левых так и правых, особенно нынешних правых, которые стали правыми вполне случайно, просто в их избирательном окрубе большинство голосует за правых, вот они и записались в правые. Честных политиков почти не бывает. Маккарти как раз был этим исключением, он был честным политиком, шел против течения, остаивая свои человеческие убеждения и правду. За что и поплатился.


Re: Никто и не сомневался

Date: 2010-08-17 11:08 am (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com
-- особенно нынешних правых, которые стали правыми вполне случайно, просто в их избирательном окрубе большинство голосует за правых, вот они и записались в правые --

Сами по себе сформировались, говорите? Х-мммм... По Вашему партийность и следование некоей программе обязательно подразумевает членство в партии? А о том, что pride - один из смертных грехов, помните?
Да, скажите, а правда что любой политик, идущий против течения и отстаивающий свои убеждения и СВОЮ правду - заслуживает уважения? Ленин? Троцкий? Че Гевара? Йоси Бейлин?

Вы что, сами не понимаете, что с логикой и здравым смыслом (без которых "правизна" превращается в свою полную противоположность) Ваши комментарии не дружат?

Re: Никто и не сомневался

Date: 2010-08-17 11:51 am (UTC)
From: [identity profile] dandorfman.livejournal.com
>Да, скажите, а правда что любой политик, идущий против течения и отстаивающий свои убеждения и СВОЮ правду - заслуживает уважения? Ленин? Троцкий? Че Гевара? Йоси Бейлин?

Да, представьте, честные враги заслуживают уважения.
Все перечисленные были честными фанатиками, они были кровавыми ублюдками, за исключением Бейлина, который, хоть и фанатик, но не кровавый, они не скрывали своих убеждений, но говорили, что для них морали не существует, вернее существует их мораль, полезная для их победы, а не общечеловеческая, они говорили про полезных идиотов, они ведь прямо говорили, что считают идиотами всех этих Савв Морозовых, которые им деньги давали. Они прямо писали, как Ленин - "Вешать как бесшеных собак. Захватить заложников и расстрелять нескольких сот из них."
Они рисковали своей жизнью, как Че Гевара. Я не задумываясь пристрелил бы его как бешеную собаку, впрочем, бешеная собака не так опасна, как Че Гевары, с бешеных собак никто не собирается брать пример и носить их морды на маечках.
И Хамас у меня вызывает больше уважения чем Ники Дубровские и деятели Евросоюза.
Потому что Хамас - честные враги, они не скрываю, что их цель - уничтожение Израиля и они от этой цели отказываться не собираются.
Тем самым, они у меня вызывают гораздо большее уважение, чем Махмуд Аббас. Честный враг и для тех, кого я считаю своими, не так опасен. Он - как на ладони.
И я всем честным врагам, предварительно убив бы их, устроил достойные похороны, как людям чести.

Re: Никто и не сомневался

Date: 2010-08-17 12:58 pm (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com
Х-мммм... Значит Бейлин - да, а вот Бовин - нет! No comments.

January 2026

S M T W T F S
    1 2 3
45678910
11 121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 15th, 2026 08:41 pm
Powered by Dreamwidth Studios