С появлением универсальных отвечателей (ИИ) появилась возможность получать быстрые ответы на вопросы, которыми всегда интересовался, но до раскопки ответов просто руки не доходили. Сейчас - дошли.
Открываю серию "Спрашивали? Отвечаем!". Надеюсь, и вопросы, и ответы будут в какой-то степени интересны читателям моего блога. Да, полученная информация очень поверхностная. Тем не менее, я нахожу некотрую прелесть в этом глазу. (Ивритоязычные поймут).
В: Как развивались высокотехнологичные оружейные программы в Китае во время культурной революции? Откуда брались компоненты для развития электроники, например?
О: История китайских высокотехнологичных военных программ в годы «культурной революции» (1966–1976) довольно парадоксальная: с одной стороны — хаос, репрессии, массовое разрушение научных школ и учебных заведений, с другой — стратегические проекты (ядерное оружие, ракеты, спутники) продолжали развиваться и даже сделали решающие шаги именно в этот период.
1. Политический контекст
Большая часть университетов и НИИ действительно была парализована, многие учёные подвергались преследованиям.
Однако программы, имевшие гриф «национальной безопасности» (ядерное оружие, баллистические ракеты, космос), были поставлены Мао и руководством КПК в режим особой защиты: даже если учёного подвергали критике, его часто не изымали из работы.
Главные фигуры («две бомбы, один спутник» — 原子弹, 氢弹, 人造卫星) вроде Цянь Сюэсэнь (ракетная программа), Дэн Цзясянь (теоретическая физика), Чжоу Гуанчжао (ядерные исследования) пользовались негласным иммунитетом.
2. Развитие программ
Ядерное оружие: Китай провёл первое испытание атомной бомбы в 1964 г., водородной — в 1967 г. Культурная революция не остановила этот процесс, скорее замедлила периферийные исследования.
Ракетная программа: в 1970 г. был запущен первый спутник «Дунфанхун-1». К этому времени уже шли работы по межконтинентальной баллистической ракете (DF-5).
Электроника и системы управления: это было узкое место. Китай сильно отставал от США и СССР. Полупроводниковая промышленность существовала, но масштабы были малы. Многие компоненты добывались «гибридным» способом:
Импорт и контрабанда через Гонконг и Макао (радиодетали, измерительная техника, интегральные схемы).
Обратный инжиниринг советских и западных образцов, доставшихся до разрыва с СССР (1960-е).
Ограниченное сотрудничество с развитыми странами: например, в 1970-е после визита Никсона Китай стал получать американские полупроводники и компьютеры (пусть и устаревшие).
Мобилизация внутренней промышленности: заводы копировали простые транзисторы, лампы, дискретные элементы. На их основе делали системы управления для ракет и ядерных испытаний.
3. Особенности работы в условиях хаоса
В оборонных институтах вводили закрытые зоны, куда «хунвэйбины» почти не имели доступа.
Многие учёные фактически жили в военных городках, изолированных от массовых кампаний.
Производство велось в условиях ручного труда и дефицита компонентов, но за счёт масштабной мобилизации кадров (много инженеров и студентов привлекалось в качестве «техников») удавалось довести проекты до конца.
4. Итог
Китай в годы культурной революции сумел удержать и даже развить критически важные высокотехнологичные программы, хотя остался с огромным отставанием в микроэлектронике.
В 1970-е годы военные проекты получили приоритетный доступ к импортным компонентам, что позволило хотя бы частично компенсировать технологический разрыв.
По сути, это был «остров стабильности» внутри хаоса, и именно благодаря такому парадоксальному сочетанию в 1970-х КНР вошла в клуб ядерных и космических держав.
( Некоторая детализация )
PS Я думаю, многие уже поняли, что заданный вопрос возник у меня уже давно: еще при чтении "Задачи Трех Тел". А вот конкретизировался именно сегодня - после просмотра кадров прохождения военной техники из репортажа с юбилейного военного парада в Бейджине.