Стоит прочесть
Nov. 8th, 2012 03:07 pmВойна, как считает Эпплбаум, заново легитимизировала покачнувшийся было сталинизм, позволила ему надеть личину национального правительства, стерегущего родные овины от хищных посягателей. Но оккупация Центральной Европы компенсировала этот охранительный рывок, потому что именно оттуда в конечном счете поступил сигнал отбоя и роспуска.
Тот факт, что свободный профсоюз «Солидарность», ставший предтечей распада соцлагеря, возник в колонии, а не в метрополии — конечно же не случайность. Диссиденты были и в России, но в Польше и окрестных странах к коммунистам всегда относились как к агентам оккупации, почти марсианам, тогда как в России на марсианском положении были скорее диссиденты.
2. Сергей Шелин пишет о месте современного Китая в мировой экономике и политике и о том, что еще "не прошло время ужасных чудес" (С) Лем, Солярис.
Многократно доказанный рационализм китайской управленческой машины подводит к предположению, что поиски новой модели там не станут откладывать до последней крайности. И некоторые черты этой модели уже просматриваются. Конец дэнсяопиновского чуда означает замедление роста экономики, но совсем не обязательно такое уж радикальное. Центральная власть ослабит нажим на своих подданных, перестанет с прежней прямолинейностью приносить их интересы в жертву задачам роста экспорта и инвестиций, и стандарты жизни рядового континентального китайца станут быстрее, чем до сих пор, приближаться к стандартам его зажиточных соседей из Кореи или земляков с Тайваня. И вряд ли смягчение нажима ограничится только материальной сферой. Политические перемены неизбежны – и, возможно, далекоидущие. Тот же Тайвань в свое время вполне уверенно перешел от однопартийной системы к двухпартийной.