Во всем виноваты долгие поездки. Почти бесцельные сидения в аэропортах, вокзалах, самолетах и поездах. Вечера в гостиницах, когда после работы приходишь в состоянии полуотпада. Когда читать уже надоедает, а от "Марьяжа" мутит. И нет возможности подключиться к ЖЖ - этому великому хронофагу новейших времен.
Именно в эти странные промежутки времени между угасающим бодрствованием и начинающимся полусном мои руки иногда тянутся к клавиатуре и начинают набирать там нечто, по прошествии времени становящееся более-менее связным текстом. Таки "макаром" был написан мой опус-магнум. Однако, на написание довольно-таки простенького текста ушло около пяти лет в единицах времени и десятки тысяч километров по обоим полушариям в единицах пространства. А стоило ли оно того ? И тогда я сказал себе : всё ! Больше ничего длиннее двух-трех страниц я писать не буду. И ... Кажется, не сдержал обещания !
Новый текст начал писаться сам по себе. Т.е. идея-то вынашивалась давно, и тут она попала в соответствующую ей потенциальную яму пространственно-временного континуума. Упала, выделяя, в соответствии со всеми законами физики, некоторое количество творческой энергии. Говоря простыми словами, я начал писать новый текст. На этот раз - не беллетристика, а нечто на грани науч-пОпа с довольно актуальной публицистикой. На тему, в которой я,вероятно, только и соответствую звучанию своего ЖЖ-шного ника (долой ложную скромность!).
Но вот я вернулся домой, а на горизонте уже маячит следующий вояж - с долгими-долгими перелетами и вечерними бдениями в какой-нибудь банкгокской и\или токийской гостинице. По этому поводу меня мучит вот такой вопрос : продолжать ли мне этот текст, или - ну его на фиг ? Я совсем не уверен, что тема, за которую я взялся, представляет интерес для широких масс читателей. А потому обращаюсь к вам, мои уважаемые френдЫ и еще не "зафрендлённые" читатели моего ЖЖ : пожалуйста, проглядите драфт начала этого текста, и скажите мне, интересно ли это вам ? Любые комментарии приветствуются, но к стилю и опечаткам просьба особо не придираться. Напоминаю, этот текст - весьма сырая и рыхлая заготовка, которая (в случае положительного вердикта) будет еще неоднократно переписываться, облизываться и проч.
Мир фуфла
Введение
Мы живем в довольно странном мире. Мире, в котором не только понятия, выраженные в словах и образах, подвергаются постоянной ревизии и искажениям (что, конечно же, не является сомнительным достижением исключительно новых времен), но и окружающие нас предметы материального мира перестают быть тем, за что люди привыкли их принимать.
Когда-то создание любого предмета было длительным актом творения, в процессе которого ремесленник или мастер вкладывали в творимый объект соответствующие его (объекта) назначению функциональные качества. Это - как минимум. Стол просто обязан был быть столом, за которым можно пировать или писать пером. Карета – каретой, несущей пассажиров и багаж. Горилка должна была литься и пьянить. Картина – услаждать взор смотрящего. А скрипка Гварнери – ублажать слух понимающего. В том старом основательном мире еще не было глобализации потребительского рынка, не было брэндов, агрессивной рекламы, массового производства (и перепроизводства) и столь же массового потребления. В нашем мире все названные «прелести» уже появились. С одной стороны, миллиардам людей это принесло невиданные раньше блага. А с другой … Оказалось, что мы живем в мире, наполненном и переполненном подделками, фальшивками. Глобализация технологий, сопровождающаяся переносом производств в густонаселенные страны с низким уровнем жизни, привела к новому явлению : практически каждый материальный объект может быть более-менее похоже воспроизведен и тиражирован совершенно бесконтрольно. Бесконтрольно, это означает – без соответствующего разрешения инициаторов производства, без авторского надзора над исходными материалами, технологией производства и, что самое главное, – без выходного контроля качества. Выяснилось, что полагаться на некий предмет, похожий на стол, уже нельзя. И жидкость, похожая на горилку, может представлять опасность для здоровья и жизни. А скрипка, похожая на скрипку Гварнери, с большой вероятностью способна испускать лишь звуки весьма средней паршивости.
Уже сейчас абсолютно ясно, что такое положение дел приводит к серьезным последствиям. Политическим. Экономическим. Очень часто – трагическим последствиям. Подделки угрожают стабильности государств и цивилизаций. Подделки приводят к человеческим жертвам. Поэтому сегодня, в начале двадцать первого века - века, открывшегося ожесточенными террористическими атаками дикости на цивилизацию - задача распознавания подделок, иными словами – задача выявления и сохранения аутентичности предметов нематериального мира, является одной из имманентных частей проблемы разрешения общего цивилизационного кризиса.
Именно о подделках и пойдет речь далее. О том, что, как и зачем подделывают. И к чему это приводит. Или - может привести. И еще – о том, какие барьеры и защитные стены современные технологии могут выстроить на пути «бурных потоков» разнообразнейшего фуфла, мутными дурнопахнущими ниагарами накатывающихся на (порой) ничего не подозревающих обывателей.
Что подделывают ?
Закономерный вопрос. Прежде всего следует определить круг объектов, над которыми трудятся поддельщики разных стран и континентов. Сделать это и легко и , одновременно, очень сложно. Легко потому, что самым правильным ответом на вопрос «Что подделывают?» будет : «Всё!». Подделывают денежные знаки (банкноты), кредитные карточки, паспорта, водительские права, билеты на внутригородские автобусные линии, лекарства, ювелирные и антикварные изделия, строительные конструкции и топливо, дешевую и дорогую косметику, спиртное и съестное, джинсы и компакт-диски, автомобильные покрышки и лекарства, авиационные детали и компьютерные чипы. А что не подделывают, то – незаконно тиражируют. В самом начале, когда я только начал «входить» в тему борьбы с подделками, я часто изумлялся тому, что, зачастую, подделывают очень странные вещи. С первого раза не всегда было понятно, кому и для чего это понадобилось. Теперь я уже не удивляюсь ничему. Я, скорее, удивлюсь, если вдруг узнаю, что что-то не подделывают. Вот это будет сюрприз !
Зачем подделывают ?
Ну, ответ на это вопрос достаточно тривиален. Мне известны лишь единичные случаи подделок, совершенных, как говориться, «из любви к искусству». (Кстати, примеры подобного рода подделок принадлежат исключительно к сфере фальсификации произведений искусства). Во всех остальных случаях поддельный продукт производится со вполне определенным намерением – с целью извлечения выгоды. Экономической, политической, идеологической. Последнее я обсуждать не собираюсь. Оставим идеологические подделки специалистам по пропаганде и контрпропаганде. А вот первые две цели следует рассмотреть подробно. Итак, любая подделка денежных знаков (и их эквивалентов – акций, чеков, транспортных билетов, кредитных карточек и т.п.), товаров и услуг (Да-да ! Не удивляйтесь, существует и обширный рынок поддельных услуг!) приносит инициаторам выпуска соответствующих подделок немалую прибыль. А тем, кто выпускает нормальные - легальные и авторизованные -деньги, товары, услуги – колоссальные убытки. Подделка государственных документов открывает возможности террористическим группировкам и враждебным государствам свободно проникать на территории так называемых цивилизованных стран и действовать там, как у себя дома. В этом случае враги названных стран получают серьезные тактические, стратегические и, в конечном счете – политические преимущества. А страны, против которых такая деятельность ведется, расплачиваются за эти подделки экономическими кризисами, усилением внешне- и внутриполитической напряженности и, зачастую, безопасностью и жизнями своих граждан.
Кто страдает от подделок ?
Этот вопрос на первый взгляд может показаться не менее банальным, чем предыдущий. Между тем, это не так. Многие люди, долгие годы профессионально работающие в сфере безопасности ценных бумаг (документов) и защиты товаров и товарных марок (тут, наверное, было бы более уместно пользоваться широко принятым английскими терминами security printing и brand protection) разрабатывали и придерживаются довольно своеобразной теории о существовании двух типов «жертв», страдающих от подделок. Согласно этой теории, «жертвы» делятся на два основных типа : «добровольные жертвы» (willing victims) и «жертвы, оказавшиеся такими помимо их воли» (unwilling victims) (не путать со случайными жертвами !). Проиллюстрирую разницу между этими двумя типами жертв (Таки - жертв ! Кавычки на самом деле – совершенно ненужное кокетство !) на конкретном примере : обладатель невысокого достатка покупает на близлежащем бедуинском рынке (или блошином толчИще, если дело происходит не в наших палестинах, а в каких-нибудь Европах) джинсы с гордой этикеткой Levi’s (или Lee) за, скажем, 3 доллара и безропотно носит эти джинсы весь отпущенный им (не очень длинный) жизненный срок. «Ну что-ж, - говорят профессионалы, - он знал, ЧТО и ГДЕ покупал». Не пошел в фирменный магазин ? Не заплатил за магические штаны 30-60 баксов ? Так и не стонИ, что они протрутся «в седле» через пару месяцев! Или другой пример : на далекой «доисторической» Родине бомжующий алкаш покупает в ночном киоске за пятидесяточку водочку с яркой этикеткой и каким-нибудь роскошным (хорошо раскрученным въедливой телевизионной рекламой рекламой) названием. Навроде «ЖЖ - Жириновская Живительная». Залпом выпивает, и … И тут у бедного самым натуральным образом глаза вылезают на лоб. И уже никогда не влазят обратно. Так его и хоронят – с выкаченными в изумлении на этот поганый мир глазами. А ведь мог, бомжина, сообразить, что в киоске ему за его мятую пятидесяточку могут предложить только литровку пойла, изготовленного местным подпольно-разливочным цехом из купленной по дешевке в Польше цистерны сомнительного качества промышленного этил-алкоголя, который на поверку оказывается самым натуральным метиловым спиртом. Сам виноват ?!
Руководствуясь классификацией узких профессионалов, о жертвах подобного рода специалистам по «брэнд протекшен» не стоит даже задумываться. В качестве целевой группы, на которую, якобы, должны быть направлены спец-мероприятия по защите от подделок они предлагают выбрать только группу не-добровольных жертв. То есть тех, которым в правильных местах за правильные деньги могут всучить поддельный товар. Правильно это ? Нет, нет и еще раз нет ! Ни с какой стороны. Ни с моральной, ни с экономической. Во-первых, добровольные жертвы – это такие же люди, как и все остальные. С каждым из нас может случиться всякое. Так что, может, не следует и в этой области социально-потребительской активности предполагать оруэлловский тезис о равенстве ? Общество потребления научило людей верить рекламе и, как следствие, – ярким этикеткам и известным названиям. Почему, собственно, покупатель должен задумываться, что именно в этом месте и по такой цене ему толкнут опасный «фальшак» ? Ведь, при полном отсутствии соответствующих методов контроля (о чем речь пойдет ниже), описанные выше ситуации могут произойти и в самом фирменном из наифирменных магазинов. И – за нормальную цену. Во-вторых, те же самые поддельные джинсы и водка, буде они самыми распрекрасными и качественными, ПРОИЗВЕДЕНЫ И ПРОДАНЫ НЕЛЕГАЛЬНО. От чего страдают не только фирмы – производители «брэндов», но и государство, которое недополучило какую-то толику денег в виде соответствующих налогов (с производителя, подоходного с работников, налога на добавленную стоимость, акцизного). А, следовательно, в какой-то степени пострадали все граждане государства. И уж совсем неправильный вывод из профессиональной «брэндпротекшеновой» сегрегации может сделать само общество, которое будет считать, что борьба с подделками – это проблема исключительно богатых. А бедным, мол, и так хорошо. Ибо подделки дешевы и позволяют бедным хоть как-то существовать в потребительском обществе. Хотя бы в виде постоянного соревнования Эллочки-Людоедки и Вандербильдши, так четко и ясно прописанного классиками.
Нет, уважаемые мои небогатые соплеменники по роду кое-как мыслящих прямоходящих ! Неправда ваша будет ! Ну, допустим, не будете вы потреблять некачественную водку. Возможно вы, даже, мусульманин, и водку не пьете вообще. И короткоживущие штаны вас тоже вполне устраивают. Ладно. Но вот что вы будете делаеть с лекарствами ? Нет, не с теми, которые продают в сверх-дорогих аптеках в тех районах города, куда вас, вероятно, даже и не пустят. Просто с лекарствами. Самыми необходиимыми. Которые, например, распространяются благотворительными и международными организациями ? Ведь у тех, кто эти лекарства закупает, вполне может быть рыльцо в пушку. А если и не в пушку, то ему приходится как-то верить продавцам и поставщикам лекарств. И не всегда это доверие оправдано… Убедил ? Нет ? Попробую привести еще один, более наглядный, пример. Допустим, по улице едет роскошный шестисотый «мерин». И хозяин его, «мерина», естественно, обслуживает в фирменном гараже. А там на этого «мерина» нерадивые афро-исламо-тверские работники гаража в погоне за длинным баксом вместо фирменных тормозных колодок поставили самопальные. Работы местных умельцев из сектора Газа или там ООО «Тормоз» славного города Торжка . Ну и что, скажет вы ? Это – богач. Он и есть та вынужденная, не-добровольная жертва, которую и защищают «брэндпротектные» специалисты. А вас, мол, бедняка, все эти заморочки не касаются. Правильно. Но – наполовину. Потому что если с его тормозами что-то случится, то он, сидючи в своем «мерине», может быть слегка расшибет нос o стык шести передних подушек безопасности. А вот вас, перебегающего перед носом этого «мерина» дорогу, расплющит в лепешку. Но ведь в этом случае вы уже не та «добровольная жертва», которая в раньше сама за фальшаком на блошиный рынок ходила. Нет. Не ходила. Но по голове получила – по полной программе. Так что в этом случае и вы – вынужденная жертва. И защита от подделок защитит не только того богача, но и – вас ! Ну что, теперь убедил ?
Так кто же страдает от подделок ? Все ! Кого нужно защищать от фальшивок ? Всех и каждого. Бедных, богатых, средний класс. Младенцев и стариков. Фермеров и бизнесменов. Компании - производители косметики и компании, производители тяжелых транспортных самолетов и космических ракет. Государства и политико-экономические союзы (например – ЕС). Всех. Тут, надеюсь, уже нет вопроса. Полный, как любил говорить первый и последний Президент СССР, «консексус».
Как защитить ?